Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
Интернет-издание
Последние темы
Представители стран БРИКС обсуждают вопросы сотрудничества в сфере образования
авторВячеслав Омерович Вт 14 Фев 2017, 20:03

Эссе. Ким Ирина Николаевна
авторIrinaKim Пн 13 Фев 2017, 16:01

Павел Гресько Моя педагогическая философия
авторПавел Гресько Вс 12 Фев 2017, 12:48

Поздравляем с Днем Рождения Яковлеву Елену Ивановну!
авторЯковлева Елена Ср 08 Фев 2017, 17:47

Эссе Азарова Анна Геннадиевна
авторАнна Геннадиевна Ср 08 Фев 2017, 11:18

Поздравляем с Днем рождения Юлию Александровну Геллер!
авторТатьяна Долгова Вт 07 Фев 2017, 14:24

ПМ.05 Системное администрирование
авторxela_dat Пт 03 Фев 2017, 19:08

Портфолио Рабочевой Татьяны Александровны
авторРабочева Татьяна Чт 02 Фев 2017, 22:42

Эссе. Зорина Елена Николаевна
авторElena Zor Ср 01 Фев 2017, 22:53

Методическая разработка УРОКА УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
авторИрен Вт 31 Янв 2017, 19:05

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФГОС СПО - 4
авторКаланцева Л. А. Вс 29 Янв 2017, 19:44

Минобрнауки будет использовать прогноз занятости при формировании контрольных цифр приема на бюджетные места
авторgentor Вс 29 Янв 2017, 18:50

Поздравляем КОЗЛОВСКИХ ЕКАТЕРИНУ ВАЛЕРЬЕВНУ!
авторЕкатерина Козловских Ср 18 Янв 2017, 09:20

Увольнение?
авторМарина Невзорова Пн 16 Янв 2017, 23:45

WorldSkills Russia и WS Europa
авторлюбительпива Пн 16 Янв 2017, 13:44

Региональный чемпионат WSR в Краснодарском крае
авторМалышенко Светлана Пн 16 Янв 2017, 13:28

Подведены итоги чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia - 2015
авторлюбительпива Пн 16 Янв 2017, 10:15

Сайт учебных материалов для студентов "КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ и ИНФОРМАТИКИ "Ростов Дон
авторОльга Андреева Пт 13 Янв 2017, 13:46

Лаборатория химии Маркиной О.А.
авторНаталия Чередниченко Пт 13 Янв 2017, 13:04

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 04 «Организация работы персонала производственного подразделения» основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 21.02.14 «Маркшейдерское дело»
авторВера Гумирова Чт 12 Янв 2017, 20:16

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения самостоятельных работ по ПМ.01«Участие в проектировании зданий и сооружений» для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
авторВера Гумирова Чт 12 Янв 2017, 20:11

Технология контекстного обучения как средство формирования профессиональной компетенции студентов
авторЛюдмила Викторовна Чт 12 Янв 2017, 19:55

Презентация урока по теме работы: УЧЕТ, ОЦЕНКА И ВИДЫ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
авторЛюдмила Викторовна Чт 12 Янв 2017, 19:47

Положение III Олимпиада по охране труда на Кубок Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли среди учащихся средних учебных заведений Кемеровской области.
авторВера Гумирова Чт 12 Янв 2017, 19:33

комплексный дифференцированный зачет?
авторМалышенко Светлана Чт 12 Янв 2017, 10:32

30 - конкурс «Моя педагогическая философия» педагогов НПО и СПО России и стран СНГ
авторАлександр Вт 03 Янв 2017, 19:45

НОВЫЙ ГОД К НАМ МЧИТСЯ....
авторNinaOkon Вт 03 Янв 2017, 17:56

Ишбердина Раиса Рашитовна
авторNinaOkon Вт 03 Янв 2017, 17:54

Зарплата в профобразовании.
авторАлекс6801 Сб 31 Дек 2016, 15:37

НП Гуманитарный колледж
авторRaisari Вт 27 Дек 2016, 12:49

Расписание в СПО
авторgentor Ср 14 Дек 2016, 20:23

Александрова Светлана
авторФлер Фотина Ср 14 Дек 2016, 12:53

Основы гидравлики и теплотехники
авторАлексей Романов Вт 13 Дек 2016, 05:51

Лаборатория кулинарии Рабочевой Т. А.
авторРабочева Татьяна Вс 11 Дек 2016, 11:27

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФОРУМА
авторcherepashka Ср 07 Дек 2016, 21:45

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок
J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
Автор Сообщение
Suvag


Женщина Имя : Екатерина
Отчество : Юрьевна

Сообщения : 5
Рейтинг : 11
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2011-11-09
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования    Ср 09 Ноя 2011, 13:01

1
По мнению Е.М. Старобиной при моделировании системы важно учитывать внешние факторы, влияющие на ее функционирование. Это: состояние экономики и производства, рынка труда, социальные, информационные институты, институты культуры, это общее образовательное и реабилитационное пространства, семья.
Поэтому первым элементом модели будет моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования и описание основных факторов и условий для эффективного взаимодействия.
Инновационное развитие системы непрерывного образования зависит от того, насколько тесная связь будет установлена между рынком труда и рынком образовательных услуг.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», а также Планом мероприятий Правительства РФ об обеспечении опережающего развития системы начального и среднего профессионального образования целями развития профессионального образования определены: формирование качества, доступность и эффективность. Эффективность профессионального образования тесно связана с требованиями ожиданиями работодателей.
Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей предусматривает формирование таких форм социального партнерства между властью, бизнесом, личностью, родителями, работодателями и образовательными учреждениями, которые способствуют развитию процессов образовательной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное партнерство – это отношения между субъектами, ориентирующимися в совместной деятельности не на конфронтацию, а на поиск социального консенсуса, сотрудничество, на обеспечение оптимальной реализации различных специфических интересов всех ее участников с целью повышения благополучия каждого региона и России в целом.
Социальное партнерство в профессиональном образовании это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами рынка труда, то есть с предприятиями-работодателями, департаментом федеральной службы труда и занятости населения, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, высшей школой. Основная цель социального партнерства - это содействие процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных работников, адаптирующихся к быстрым изменениям рынка труда.
В связи с тем, что качество подготовки выпускников учреждений профессионального образования далеко не везде и не всегда соответствует запросам и потребностям личности и общества, а также требованиям современного производства, возникла необходимость в поиске путей, форм и видов сотрудничества социальных партнеров, имеющих цель – с одной стороны, подготовку высокопрофессиональных специалистов и социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями с другой.
Нормативной основой моделирования интегрированной работы с заказами работодателей являются Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1015 .
Правила определяют порядок участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования и государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.
Согласно Правилам, объединения работодателей в целях координации своих потребностей с возможностями системы профессионального образования, имеют право:
- вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;
представлять по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, других федеральных органов исполнительной власти экспертные заключения на проекты документов, определяющих государственную политику в области профессионального образования;
- участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах путем представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, предложений по объему и структуре приема граждан в образовательные учреждения профессионального образования;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения профессионального образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования с учетом уровня развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
- вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по формированию перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования и профессий начального профессионального образования исходя из перспектив развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
- формировать совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования;
- участвовать в независимой экспертизе качества учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе образовательными учреждениями профессионального образования по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускника;
- участвовать в государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений через своих представителей в государственных аттестационных комиссиях образовательных учреждений профессионального образования;
- участвовать в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;
- участвовать в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в работе государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования по вопросам разработки содержания профессионального образования различного уровня и направленности;
- участвовать по запросу образовательных учреждений профессионального образования в формировании и экспертизе их основных и дополнительных образовательных программ.

Проводимые исследования выявили следующие проблемы профессионального образования детей с ограниченными возможностями с точки зрения работодателей.
Работодатели достаточно низко оценивают эффективность системы профессионального образования. Одной из причин низкой эффективности указывается отсутствие эффективной системы анализа со стороны учебных заведений потребностей рынка труда.
Второй причиной называется негибкость учебных программ современного профессионального образования, работодатели сетуют, что программы не отвечают потребностям рынка труда.
Также указывается на низкий уровень мотивации учащихся как на фактор, понижающий эффективности образовательного процесса. Задача образовательного учреждения - формировать заинтересованность учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности, что в данный момент не всегда делается.
Существует три подхода к организации взаимодействия системы профессионального образования и работодателей.
Первый подход предполагает, что инициатива должна исходить от учебных заведений, их администрации и преподавателей, так они «продавцы своего продукта, и сами должны осуществлять маркетинг своих услуг».
С позиции второго подхода, работодатели сами должны проявлять активность в отношениях с системой профессионального образования, поскольку именно они нуждаются в квалифицированных кадрах. Выдвигаются идеи создания специализированной организации, которая бы централизовано координировала взаимодействие работодателей и системы профессионального образования.
Третий подход предполагает что, инициатором взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования должно быть государство, и оно же должно эти взаимоотношения регулировать.
В соответствии с выделенными подходами можно сделать вывод о необходимостисоздания системы, объединяющей усилия государства, образовательного сообщества и работодателей. При этом необходимо понимать, что эффективное взаимодействие предполагает выполнение определенных обязательств каждой из сторон.

Структурную модель подобной системы можно представить следующим образом.
Государство берет на себя регулирующую функцию по выполнению требований, предъявляемых как к системе профессионального образования, так и к работодателям, и обеспечить организационно-правовые условия для их взаимовыгодного партнерства. Другими словами, с одной стороны, обеспечивает работодателям возможность участвовать в решении стратегических вопросов развития профессионального образования, а также влиять на качество программ подготовки кадров. С другой стороны, предоставляет определенную самостоятельность учебным заведениям, позволяющую изменять программы подготовки в соответствии с запросами рынка труда.
В свою очередь, учреждения профессионального образования воспринимают внешние заказы и стремятся к повышению качества подготовки. При этом, необходимо учитывать не только улучшение материально-технической базы, но и постоянное повышение уровня квалификации преподавателей, обеспечивая их практические стажировки на предприятиях.
Работодатели, со своей стороны, должны быть заинтересованы в осуществлении инвестиций в профессиональную систему образования, так как повышение качества подготовки специалистов требует значительных финансовых и ресурсных вложений, что невозможно только за счет бюджетных средств. Кроме того, необходимо принимать активное участие в проведении экспертизы образовательных учреждений, разработке образовательных стандартов, а также в составлении рекомендаций по подготовке тех или иных специалистов.
В целом, на современном этапе очевидна неизбежность реорганизации системы профессионального образования в соответствии с существующим и прогнозируемым рынком труда. Для этого должны быть созданы механизмы постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда, налажен кадровый маркетинг. Одним из механизмов может стать интегрированная работа с заказами работодателей, модель которой представлена ниже.

Модель интегрированной работы с заказами работодателей
Работодатели Совместное выявление потребности в кадрах Образовательное учреждение
Совместное формулирование требований, квалификационных характеристик и разработка на их основе профессиональных стандартов
Сопряжение профессиональных стандартов и ФГОС
Формирование государственной аттестационной комиссии с привлечение работодателей
Организация рецензирования методических пособий специалистами предприятий
Организация производственной практики обучающихся
Реализация совместных инновационных проектов
Трудоустройство выпускников на предприятия социальных партнеров
Ведение мониторинга карьеры выпускников на основании сведений работодателей

Взаимодействие с заказами работодателей осуществляется в следующих формах:
Работодатели
Образовательное учреждение

Формулируют требования к выпускникам Имеет ФГОС на профессию.
Выявляет наличие тарифно-квалификационной характеристики на профессию у работодателя
Формулирует требования через региональный компонент стандарта
Направляют работников предприятия для преподавания в ОУ Привлекает к преподаванию работников предприятий
Проводят мастер классы, в т.ч. целевые по новым технологиям Привлекает работодателей к проведению мастер-классов
Выявляют проблемные области деятельности Формирует тематику курсовых и дипломных работ в соответствии с проблемными областями деятельности
Рецензируют методические пособия Представляет на рецензию методические пособия
Принимают участие в научно практических конференциях, рефлексивных семинарах, круглых столах
Направляют на повышение квалификации специалистов предприятий с получением дипломов Организуют дополнительное профессиональное обучение, повышение квалификации специалистов предприятий
Выделяют места практики студентам Направляет на практику студентов
Составляют отзывы, характеристики с места практики на студентов Исследует отзывы, характеристики на студентов с мест практики
Принимают участие в открытой защите отчетов по практике Проводит открытую защиту отчетов по практике
Принимают участие в ГАК Формирует ГАК с привлечением работодателей
Принимают участие в сертификации профессиональных квалификаций Организует сертификацию профессиональных квалификаций
Принимают на стажировку мастеров п/о, преподавателей спец.дисциплин Направляет на стажировку мастеров п/о, преподавателей спец.дисциплин
Реализуют заявки на трудоустройство выпускников Организует трудоустройство выпускников
Предоставляют сведения об адаптации выпускников на предприятиях Ведет мониторинг карьеры выпускников

3.1. Описание основных факторов и условий для эффективного взаимодействия системы профессионального образования детей с ограниченными возможностями с заказами работодателей
Современные экономические и социальные условия предъявляют особые требования к работникам: сегодня нужен специалист гибкий, готовый учиться, легко меняющий сферу деятельности. Это бросает вызовсистеме профессионального образования: содержанию курсов, технологиям обучения,организации учебного процесса.Чтобы система образования стала эффективной для общества, она должна отвечать на внешний заказ. И этот заказ должен стать результатом взаимодействия системы образования, рынка труда, органов власти и общественных организаций, представляющих, в том числе, учащихся и родителей.
Экономический рост привел к тому, что работодатель сталпредъявлять все более жесткие требования к работнику, а, следовательно, к выпускникам учебных заведений. Особенно эта проблема актуальна в сфере профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенные Центром экономики непрерывного образованияАкадемии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации совместно с Центром Юрия Левады исследования показывают, что острота кадровой проблемы у предприятий всех типов нарастает. В связи с этим меняется подход к формированию заказа: ранее это были чисто количественные показатели, акачественные характеристики подготовки определял государственный образовательный стандарт. Теперь заказ все более строится наоснове прямых требований работодателя к качеству подготовки, чтоставит под сомнение все сложившиеся процедуры и подходы к формированию стандартов. Наметилась и все активнее обсуждаетсяколлизия: образовательный стандарт или требования работодателя?Этот вопрос выражает еще одну сторону проблемы — быстрые изменения представлений о том, какой работник нужен здесь и сейчас. Исследования показывают, что основные требования работодателя обусловлены именно необходимостью быстрой подстройкиработника под изменения внешних условий. Востребованы: достижимые мотивации работника, умение работать в команде и на благо команды, умение решать нестандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, работоспособность.
Развитие рынка труда обусловило появление принципиально новых подходов к системе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время целенаправленно организацией трудоустройства граждан с ограниченными возможностями в Российской Федерации занимаются службы социального обеспечения, которые проводят поиск рабочих мест. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.93 № 394 трудоустройство инвалидов возложено на службы занятости населения.
Формирование рыночных отношений на современном этапе предполагает наличие не только количественного, но и качественного рынка труда. По мнению С.П. Мадилова, рациональное индивидуальное трудоустройство лиц с ограниченными возможностями и их профессиональное перемещение целесообразно осуществлять на основе предпочтительного использования образовательно-квалификационных профессий, специальностей, должностей и видов работ, доступных для инвалидов . Федеральный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦЕРИ) предлагает следующую классификацию профессий:
Первая группа профессий (элитная) – для специалистов наиболее высокого уровня квалификации на базе высшего образования со специализацией по профилю: инженеры-программисты, экономисты, менеджеры и др. В эту группу входят должности аппарат управления.
Вторая группа профессий – для лиц, имеющих высшее образование без специализации по профилю или высшее непрофильное образование, возможен средний специальный уровень подготовки. В эту группу входят служащие и инженерно-технические работники: бухгалтеры, инженеры широкого профиля, программисты, техники-технологи и др.
Третья группа профессий – для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, соответствующее профилю выполняемой работы, возможен различный уровень базовой общеобразовательной подготовки с обучением на рабочем месте. В эту группу входят квалифицированные рабочие – токари, фрезеровщики, слесари различного профиля.
Подбор профессий для лиц, имеющих какое либо нарушение развития следует осуществлять с учетом особенностей их физического состояния (заболевание, работоспособность и т. п.) и индивидуальных особенностей (познавательные процессы, личностные особенности и т. п.).
Исследования ФЦЭРИ показали, что специалисты с нарушением опорно-двигательного аппарата и работоспособности, получившие соответствующее образование, пригодны для работы по направлениям трех выше перечисленных групп профессий, естественно с некоторыми ограничениями в специальностях и специализациях. Сложнее трудоустроиться людям с нарушениями зрительной функции или нарушениями слуха особенно при полной их потере), но, тем не менее, они могут найти работу как на специализированных, так и на обычных предприятиях.
Выстраивание отношений рынка труда и системы образования включает в себя, как минимум, три разных субъекта: потребителя образовательной услуги (обучающегося), производителя образовательной услуги (образовательную организацию), работодателя. В то же время потребитель образовательной услуги одновременно является существенным и активным участником процесса образования (процесса производства образовательной услуги).
Вместе с тем непосредственным получателем результирующего эффекта процесса образования становится не только сам потребитель образовательной услуги, но и работодатель. Более того, работодатель все больше выступает как заказчик и оценщик качества образования (образовательной услуги) по сравнению с непосредственным клиентом образовательного учреждения — собственно обучающимся.
В настоящее время признана важность взаимодействия системы профессионального образования и работодателей. Однако, выстраивание подобного взаимодействия, сталкивается с определенными трудностями.
Основными проблемами взаимодействия работодателей и системы профессионального образования на сегодняшний день объективно признаны:
1) Неадекватность системы образования потребностям экономики иневосприимчивость к внешним заказам.В соответствии с результатами опросов работодателей одна из основныхпроблем существующей системы профессионального образования заключается вее неадекватности требованиям современной экономики. Количество и качествовыпускаемых ежегодно рабочих и специалистов не соответствует реальнымзапросам рынка труда. Рынок труда испытывает острый дефицит вквалифицированных кадрах, а значительное число выпускников остаютсяневостребованными. Это объясняется, прежде всего, тем, что отсутствуетэффективная система взаимодействия работодателей и представителейобразовательного пространства.На сегодняшний день система профессионального образованияпрактически не способна учитывать внешний заказ на подготовку определенногоуровня работников. Во-первых, образовательные учреждения, в массе своей, непроводят анализ потребностей рынка, что ведет к несоответствию учебныхпрограмм требованиям современной ситуации, а также несоответствию перечняизучаемых профессий имеющейся структуре промышленногопроизводства России. Во-вторых, устройство и механизмыуправления образовательными учреждениями не позволяют восприниматьвнешний заказ и оперативно вносить необходимые изменения в структуру исодержание учебного процесса.Это приводит к тому, что работодателям приходится «доучивать»выпускников профессиональных учреждений за счет организациивнутрифирменных корпоративных программ и учебных центров, выноса заказовна зарубежный рынок образования, использования возможностей секторакоммерческих программ повышения квалификации и переподготовки кадров. Сосвоей стороны, сами выпускники зачастую вынуждены оканчиватьдополнительные курсы и краткосрочные программы практической подготовки длятого, чтобы оказаться конкурентоспособными на рынке труда.Фактически, параллельно с государственной системой профессиональногообразования развивается коммерческий сектор, более гибкий и отвечающийзапросам рынка труда.В сложившейся ситуации встает вопрос об эффективности расходованиягосударственных средств, выделяемых на финансирование системыпрофессионального образования. Так, по некоторым оценкам, избыточноеколичество выпускников среднего профессионального образования исвязанный с этим низкий уровень их трудоустройства ведет к расходованиюпримерно 50% выделяемого для этих целей государственного бюджета наподготовку кадров, невостребованных рынком труда.
2) Отсутствие внешней оценки качества.Существенной причиной низкой эффективности профессиональнойподготовки является замкнутость системы образования и отсутствие внешнейоценки качества учебных программ и учреждений. В настоящее время контролькачества профессионального образования осуществляется самимобразовательным сообществом (в том числе, в виде участия учебно-методических объединений в процедурах государственного лицензирования,аттестации и аккредитации).Однако реальных изменений в системе можно достичь лишь в том случае,если работодатели будут не только заказчиками, формирующими те или иныезапросы, но и активными участниками процессов развития сферы образования.Соответственно, возникает необходимость создавать общественно-профессиональные механизмы контроля и оценки качества. Если обратиться копыту большинства развитых стран, то этот вопрос решается с помощьюразличных профессиональных объединений работодателей и представителей образовательного сообщества. Кроме того, составляются независимые рейтингиобразовательных программ и учреждений, позволяющие адекватно отразитьситуацию на образовательном пространстве и стимулировать образовательныеструктуры профессиональной подготовки к совершенствованию организации исодержания учебного процесса.
3) Отсутствие ресурсов к повышению качества.Еще одной острой проблемой профессионального образования являетсяотсутствие ресурсов, необходимых для повышения качества подготовки, котороетребует использования в образовательном процессе дорогостоящих технологий,совершенствования материально-технической базы, повышенияпрофессионального уровня преподавательских кадров.В современных условиях одних бюджетных средств недостаточно дляобеспечения требуемой образовательной инфраструктуры. Необходимо создатьорганизационно-правовые возможности для привлечения корпоративных ичастных инвестиций.В настоящее время учебные заведения не могут выступать равноправнымиучастниками экономического пространства, так как не обладают достаточнойстепенью самостоятельности и ответственности за выполнение тех или иныхфинансовых обязательств. Это делает систему профессионального образованиянепривлекательной для инвестиций бизнес-структур. Инвестор должен бытьуверенным в целевом расходовании вложенных средств и иметь возможностьконтролировать финансовые потоки образовательного учреждения.Основным стимулом для привлечения инвестиций является взаимнаязаинтересованность работодателей и представителей учебного заведения вповышении качества подготовки специалистов. Именно желание получитьвысококвалифицированных специалистов может стимулировать предприятия иорганизации - потребителей выпускников инвестировать средства и выделятьресурсы для системы профессионального образования. Вкладывая ресурсы вразвитие профессиональной подготовки, работодатели имеют право и должныучаствовать в оценке качества выпускников, учебных программ и планов,выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональнойподготовки специалистов, оценке качества научных исследований, компетенциипреподавателей. Следовательно, для повышения инвестиционнойпривлекательности системы профессионального образования, нужно обеспечитьработодателям возможность участвовать в той или иной форме (в определенныхпределах) в управлении качеством учебных программ.
Наиболее эффективной формой взаимодействия работодателей и системы профессионального образования является подача предприятием заявки в учебные заведения на специалистов определенного профиля, прохождение практики на предприятии. Более того, некоторые работодатели готовы формировать заказ, излагая свои требования образовательным учреждениям и вкладывать деньги в целевую подготовку специалистов, оказывая материальную поддержку как отдельным учащимся, так и образовательному учреждению в целом.
Одним из вариантов эффективного взаимодействия может выступать знакомство представителей образовательных учреждений с производственной деятельностью предприятия с целью дальнейшей корректировки существующих учебных курсов, с одной стороны и привлечение работодателей к процессам формирования содержания иоценки качества профессиональной подготовки, с другой.
Основным критерием оценки качества профессиональной подготовкиявляется степень соответствия выпускников потребностям рынка труда.Следовательно, дальнейшее совершенствование образовательной системы невозможно безучастия работодателей.
Для решения проблем взаимодействия профессионального образования и работодателей целесообразно создавать общественно-профессиональныеорганизации, в состав которых должны войти представители объединенийработодателей, государственных органов власти, образовательных ипрофессиональных сообществ. Эти организации могут создаваться на базе ужесуществующих профессиональных ассоциаций. Такая форма взаимодействияпозволит привлечь все заинтересованные стороны к участию в формированииквалификационных требований к специалистам в той или иной сфередеятельности, а также к организации учебного процесса соответствующихпрограмм подготовки. Эти требования должны учитывать не только уровеньматериально-технической базы, но и степень практического опытапреподавателей. Указанные организации должны также взять на себя функции поаккредитации учебных программ и учреждений и сертификации выпускников.
Для того чтобы запустить общественно-профессиональный механизмконтроля качества, целесообразно, во-первых, доработать и принять законопроект осаморегулируемых (общественно-профессиональных) организациях. Во-вторых,предоставить этим организациям право экспертизы образовательных программ врамках государственной аккредитации. Кроме того, дать возможностьзапрашивать отзывы работодателей о качестве подготовки выпускников в рамкахкомплексной деятельности образовательных учреждений и учитыватьполученные данные при осуществлении аккредитации.
В дальнейшем, на основе результатов аккредитации и отзывовработодателей общественно-профессиональные ассоциации должны будутсоставлять рейтинги учебных заведений и профессиональных образовательныхпрограмм.
Одним из основных условий повышения качества профессиональнойподготовки является высокий уровень материально-технической базы, с учетомее постоянного обновления, и высококвалифицированный преподавательскийсостав, включающий действующих практиков.Для того чтобы работодатели начали вкладывать средства в учебныезаведения, необходимо повысить их самостоятельность (за счет увеличениямногообразия организационно-правовых форм). Кроме того, необходимоповысить финансовую прозрачность, чтобы инвестор мог реально отслеживатьфинансовые потоки и влиять на регулирование деятельности образовательногоучреждения. Для этого нужно развивать публичную отчетность и внедрениенезависимых форм контроля (аудита). С целью стимулирования вложений всистему профессионального образования, целесообразно предусмотретьвведение налоговых преференций для предприятий, в части средств,инвестируемых ими в учебные заведения, а также при выделении средств наподготовку, переподготовку и повышения квалификации собственных работников.Эффективным способом дополнительного финансирования могут статьгранты на образовательные программы, выделяемые общественными фондамиработодателей на конкурсной основе, а также именные стипендии,предоставляемые наиболее успешным обучающимся.
Важной формой контроля и участия работодателей в деятельностиобразовательного учреждения могут стать попечительские, наблюдательные ииные советы. Однако в настоящее время эти советы действуют лишь в формеорганов самоуправления. Для эффективного и ответственного их участия вобразовательной деятельности требуется ясное определение полномочий,обеспечивающих влияние на кадровые, финансовые вопросы и содержаниеучебного процесса.
Для обеспечения эффективного взаимодействия работодателей иобразовательных учреждений необходимо развивать механизмызаконодательного регулирования договорных отношений в области целевойподготовки кадров. В настоящий момент эти отношения регулируютсядвухсторонними договорами между образовательным учреждением и учащимся,а также между учащимся и потенциальным работодателем. Регулированиевзаимоотношений образовательного учреждения и работодателя предусмотренотолько через министерства и ведомства. Соответственно встает вопрос овведении трехсторонних договоров между образовательным учреждением,работодателем и обучающимся, предусмотрев права и обязанности каждой изсторон.В соответствии с данным договором учебное заведение должно будетобеспечить определенный уровень подготовки и необходимые условия обучения;работодатель возьмет на себя финансовые обязательства по подготовкестудента, предоставит возможность прохождения профессиональной стажировкии обеспечит определенные условия работы на время действия договора. Со своейстороны, учащийся обязан будет получить определенную квалификацию, а такжепо окончании обучения отработать в компании работодателя в течениеопределенного срока.
Развитие договорных отношений позволит также организовыватьстажировки учащихся и преподавателей на предприятиях; участвоватьсотрудникам компаний в образовательном процессе, то есть проводить в рамкахучебных программ мастер-классы, дискуссии, лекции и т.п. На основе договоровпреподаватели и учащиеся смогут выполнять исследовательские и проектныеработы по коммерческим заказам. Таким образом, развитие договорныхотношений будет способствовать увеличению практической составляющей впрограммах профессиональной подготовки.
Повышению уровня подготовки кадров будет также способствоватьиндивидуализация учебного процесса. Особенно это актуально для системы профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это возможно осуществить посредствомвнедрения модульной структурыобразовательных программ начального и среднего профессиональногообразования.
Однако, необходимо учесть некоторыетенденции. Во-первых, на сегодняшний день, требования работодателей ккачеству рабочих кадров выходят за рамки Государственного стандарта НПО.
Работодатели хотели бы получать из учреждений НПО рабочих 4-5 разряда(сегодня около 70% выпускников имеют 3 разряд). При этом, результатысоциологического опроса показали готовность 71,4% работодателейфинансировать повышенный уровень подготовки своих кадров.
Во-вторых, большинство работодателей (71%) отдает предпочтениевыпускникам учреждений СПО, что свидетельствует о целесообразностиначавшегося процесса интеграции учреждений НПО и СПО,подготовки рабочих высшей квалификации по наукоемким технологиям на уровнеСПО.
Таким образом, можно констатировать назревшую необходимостьинтеграции образовательных учреждений начального и среднегопрофессионального образования в многоуровневые образовательныеучреждения для того, чтобы обеспечить подготовки рабочих кадров высокойквалификации для высокотехнологичных производств.
Развитию взаимовыгодных отношений между работодателями иобразовательными учреждениями будет способствовать проведение совместныхнаучно-практических конференций представителей образовательного и бизнес-сообществ, ярмарок вакансий и профессиональных форумов, где молодыеспециалисты смогут получить наиболее полную информацию об имеющихсявакансиях на рынке труда.
Кроме того, целесообразно ввести финансирование системыпрофессионального образования «по результату» с учетом показателейтрудоустройства выпускников.
В качестве реальной моделиэффективного взаимодействия системы профессионального образования детей с ограниченными возможностями с заказами работодателей мы можем предложить модель Ресурсного центра по трудоустройству молодежи с ограниченными возможностями.
Деятельность Центраможет охватывать широкий спектр направлений от непосредственной деятельности по трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья до обобщения и распространения опыта их работы в пределах региона.
Одной из основным функцийРесурсного центраявляется взаимодействие с предприятиями и организациями региона.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
Suvag


Женщина Имя : Екатерина
Отчество : Юрьевна

Сообщения : 5
Рейтинг : 11
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2011-11-09
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Re: Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования    Чт 10 Ноя 2011, 11:24

2
Уважаемая Лариса! Надеемся что материалы помогут Вам в работе со студентами.
Нам очень интересен Ваш опыт в этой области, будем рады с Вами сотрудничать.
Скажите, как в вашем субъекте обстоит ситуация с участим работодателей в деятельности образовательного учреждения?
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
Suvag


Женщина Имя : Екатерина
Отчество : Юрьевна

Сообщения : 5
Рейтинг : 11
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2011-11-09
Откуда : Москва

Посмотреть профиль

Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Re: Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования    Чт 10 Ноя 2011, 11:43

3
Да, конечно, с нетерпением будем ждать ответ
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
Татьяна2011


Женщина Имя : Татьяна
Отчество : Геннадьевна

Сообщения : 35
Рейтинг : 44
Репутация : 16
На форуме с На форуме с : 2011-03-28
Откуда : Пермский край

Посмотреть профиль

Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Re: Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования    Пт 02 Мар 2012, 23:36

4
Екатерина Юрьевна, спасибо за статью!
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
Спонсируемый контент




Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Re: Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования    

5
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Моделирование интегрированной работы с заказами работодателей, включая все аспекты процесса непрерывного образования

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму: Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА :: Образовательные ресурсы участников :: Публикации, статьи, доклады. -
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна