Проф-обр.рф Форум Профобразование Профконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
Интернет-издание
Последние темы
Автотехник и автомеханик
авторКлепа Вт 24 Май 2016, 20:40

Педагогическое образование мастера производственного обучения.
авторNinaOkon Вт 24 Май 2016, 19:07

ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
авторАмурчанка Вт 24 Май 2016, 04:33

ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ, СИНИЕ НОЧИ!
авторgentor Сб 21 Май 2016, 17:10

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторФиалка Чт 19 Май 2016, 14:16

Зарплата в профобразовании.
авторИрина Ростов Ср 18 Май 2016, 21:48

Семинары для специалистов сферы образования от ЦНТИ "Прогресс"
авторcnti Ср 18 Май 2016, 16:02

УО "Ивацевичский Государственный профессиональный лицей с/х производства"
авторsergsom Пн 16 Май 2016, 18:34

Правительство РФ подготовило распоряжение, меняющее способ расчета средней зарплаты в стране
авторPristuk Чт 12 Май 2016, 20:26

"Учителю стыдно брать деньги за образовательные услуги"
авторФиалка Пн 09 Май 2016, 14:00

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторФиалка Пн 09 Май 2016, 13:48

Подросток и взрослые
авторНатальяЗ Вт 03 Май 2016, 22:10

Питание при занятиях спортом.
авторГожавина Валя Вт 03 Май 2016, 21:55

Не стало Иовлева Анатолия Дмитриевича
авторВячеслав Омерович Вт 03 Май 2016, 20:01

Размышление о нравственности.
авторКотова Ольга Вт 03 Май 2016, 18:55

Вредные привычки и их профилактика у подростков.
авторНатальяЗ Вт 03 Май 2016, 18:31

Преддипломная практика
авторАлекс6801 Пн 02 Май 2016, 14:26

Итоги 23 конкурса Портфолио педагога
авторАлександр Пн 02 Май 2016, 08:36

Поздравляем с Днем рождения Молчанову Наталью Владимировну и Соломахину Ирину Александровну
авторIrastrawFlt Вс 01 Май 2016, 21:54

Оплата за руководство учебной практикой
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 20:48

"Интернет-издание Профобразование" стало информационным партнером WorldSkills Russia
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 20:15

Крутой характер одиночества
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 18:35

Переименование колледжа в институт. Какие последствия?
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 17:24

С первомайскими праздниками!
авторcherepashka Вс 01 Май 2016, 14:57

С Пасхой Христовой!
авторcherepashka Вс 01 Май 2016, 14:50

Работа методических комиссий
авторMarten Пт 29 Апр 2016, 19:26

портфолио Вандык Р.Т.
авторramiliavandik Чт 28 Апр 2016, 21:52

Портфолио Дуболазова Е.П.
авторzmtips Чт 28 Апр 2016, 17:48

XXIII- конкурс Портфолио педагога профессионального образования
авторzmtips Чт 28 Апр 2016, 17:45

Восток - дело тонкое...
авторАмурчанка Чт 28 Апр 2016, 14:27

Портфолио Корешкова Виктора Анатольевича
авторОльга Андреева Пн 25 Апр 2016, 16:32

Стандарт по выполнению экзаменационной письменной работы.
авторВячеслав Омерович Вс 17 Апр 2016, 21:27

Определена продолжительность рабочего времени педагогических работников
авторЕлена@Александровна Вс 17 Апр 2016, 11:01

СВЕЧА ПАМЯТИ
авторОльга Андреева Пт 15 Апр 2016, 10:40

Реализация сквозных программ СПО и ВО в рамках профстандартов
авторНата_НА Чт 14 Апр 2016, 09:53

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок
J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Социально-психологическое развитие младшего школьника в учебно-познавательной деятельности.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
Автор Сообщение
elenagubena


Женщина Имя : Елена
Отчество : Владимировна

Сообщения : 3
Рейтинг : 6
Репутация : 1
На форуме с На форуме с : 2012-01-05
Откуда : Алтайский край, г. Славгород

Посмотреть профиль

Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Социально-психологическое развитие младшего школьника в учебно-познавательной деятельности.   Сб 21 Янв 2012, 13:49

1
Описание опыта
педагогической деятельности
по теме
«Социально-психологическое развитие личности младшего школьника в учебно-познавательной деятельности»
учителя начальных классов
МОУ «Славгородская средняя общеобразовательная школа»
Славгородского района
Губенко Елены Владимировны

Реализуемая идея: создание благоприятных условий учебной деятельности для свободного и успешного развития каждого ученика.





Содержание стр.

1. Теоретическая интерпретация опыта.
1.1 . Наименование опыта 3
1.2. Условия возникновения опыта 3
1.3. Новизна опыта 3
1.4. Актуальность и социальная значимость опыта 4
1.5. Ведущая педагогическая идея 4
1.6. Трудоёмкость 5

2. Технология опыта
2.1. Постановка целей и задач представляемого опыта. 5
2.2. Краткая характеристика социально-психологического
развития личности младшего школьника. 5
2.3. Условия организации учебно-познавательной
деятельности младших школьников для оптимального
социально-психологического развития личности 12
2.4. Социально-психологическая подготовка детей
к учебно-познавательной деятельности. 12
2.5. Технологии обучения, направленные на социально-
психологическое развитие личности младшего школьника. 19
2.6. Подбор заданий и упражнений, способствующих
развитию познавательных психических процессов
ребёнка и его активной социальной позиции. 25
2.7. Психологическое видение ситуации урока как одно
из условий социально-психологического развития
личности младшего школьника 31

3. Результативность: для чего веду работу по теме? 32

3.1.Условия и возможности применения данного опыта. 35

1. Теоретическая интерпретация опыта.
1.1 . Наименование опыта
Социально – психологическое развитие личности младшего школьника в учебно – познавательной деятельности.
Автор: Губенко Елена Владимировна, учитель начальных классов, стаж работы в начальных классах 20 лет, образование высшее, квалификационная категория – высшая с 2000 – го года.
Описываемый опыт раскрывает проблему социально – психолого – педагогического характера согласно возрастной периодизации младшего школьного возраста.

1.2. Условия возникновения опыта
Многие учителя не осознают всей значимости социально – психологических знаний для эффективности обучения детей и формирования их личности, а также влияния психолого – педагогических особенностей младшего школьного возраста на учебно-познавательную деятельность, являющуюся ведущей. Образование рассматривается как социальный институт общества, в котором социально – психологическое развитие каждого является главной целью. Переход современной массовой школы на личностно – ориентированное образование предполагает пересмотр привычных условий обучения. Л.С. Выготский подчёркивал: «Учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролёр её взаимодействия с каждым учеником». Социально – психологическое развитие личности возможно лишь в коллективной деятельности. Считаю, что самым оптимальным условием для этого является субъектно-субъектное, равнопартнёрское учебное сотрудничество учителя и учеников.
Приходя впервые в школу, 6 – 7 летний ребёнок имеет свой, детский мир сознания, социальный опыт, определённые жизненные ценности. Учителю важно «не сломать» всего этого, а развивать, вовлекая ребёнка в учебно – познавательную деятельность. А для этого тщательно изучить уже имеющиеся в развивающейся маленькой личности социально – психологические задатки.
Педагогический опыт работы по данной теме формировался на протяжении пяти лет в МОУ «Славгородская общеобразовательная средняя школа» села Славгородского Славгородского района Алтайского края. В школе обучается 476 учащихся в 24-х классах – комплектах; среди них – 9 начальных классов – комплектов. Школа работает в условиях реализации личностно – ориентированного образования. Описываемый опыт реализуется в начальной школе с 1-го по 4-й классы. Количество учащихся в классе 20 человек из 20-и семей. Из них 15 – полные благополучные семьи ( из которых 6 семей – многодетные), 5 семей – неполные. В классе обучались дети из семей с разным социальным статусом, материальными доходами и различных по уровню образованности.

1.3. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в постоянном совершенствовании социально – психологических характеристик личности младшего школьника, их связь с познавательным интересами; в познании себя, умении жить и работать в коллективе. Считаю, что надо обучать ребёнка, изучая его. Периодическая социально-психологическая диагностика развития личности младшего школьника является ориентиром для учителя в организации учебно-познавательной деятельности. Оптимальное сочетание приёмов развития психических процессов (внимание, память, мышление, воображение) и методов обучения позволило повысить качество знаний учащихся, интерес к познавательной деятельности, желание и умение учиться.


1.4. Актуальность и социальная значимость опыта
Поступая в школу, ребёнок приобретает новый социальный статус. Как он примет законы социального взаимодействия, насколько успешной будет его учебно-познавательная деятельность во многом зависит от того, насколько он к этому готов психологически, как учитель поможет ему реализовать свой интеллектуально-творческий потенциал. Мой опыт «Социально-психологическое развитие личности младшего школьника в учебно-познавательной деятельности» является актуальным, так как решает следующие противоречия:
между реальным уровнем социально-психологического развития и тем уровнем развития, который необходим для успешного освоения учебно-познавательной деятельности в коллективе сверстников;
между стремлением самореализации личности и её социально- психологическими особенностями;
между книжным обучением с научными понятиями и стремлением школьников приблизиться к природе, социально-общественному жизненному опыту.
Социальная значимость опыта заключается в том, что он способствует росту социальной активности детей 6 – 10 лет, готовности адекватно действовать в любых жизненных ситуациях, умениям регулировать эмоционально-волевое поведение в обществе. Социально-психологическое развитие младшего школьника предполагает обязательную взаимосвязь его учебно-познавательной и коммуникативной деятельности.

1.5. Ведущая педагогическая идея
Иметь полное представление о социально-психологических особенностях своих учеников даёт возможность учителю умело учитывать их на уроке: предлагать проблемные педагогические ситуации, по необходимости изменять их, перестраивать в соответствии с намеченной целью и «учебным» состоянием учеников, сложившимся в данный момент.
Ученики должны получать удовольствие от знаний и радость от общения с учителем, комфортно чувствовать себя в кругу сверстников. Ведущая педагогическая идея моего опыта главным образом состоит в том, чтобы создать благоприятные условия учебной деятельности для оптимального социально-психологического развития личности младшего школьника. Важно использовать при этом такие приёмы, методы и средства обучения (соответствующий тип урока, чёткость и доступность объяснений, разнообразная активизация детской мыслительной деятельности; учитывать нормы педагогического общения - принципы учебного сотрудничества, основанные на личностно - и социально ориентированном взаимодействии ученика и учителя), чтобы ребёнок хотел и мог учиться, развиваясь и совершенствуясь. А для этого учитель должен «войти» в мир сказок, событий, ощущений, которыми живёт младший школьник, и самое главное – самому принять этот мир.
Воплощая идею в свою деятельность, постоянно открываю для себя всё новые нюансы, проблемы, которые необходимо тщательно изучить на опыте, если хочешь видеть свой труд эффективным и плодотворным, тем более, что он направлен на 6 – 10- летних детей – новое поколение нашей родины.



1.6. Трудоёмкость
Описываемый мной опыт педагогической деятельности очень широк по своей сути и многозначителен. Он касается исследования, изучения и развития абсолютно всех сфер развития ребёнка (интеллектуальной, психологической, эмоционально-волевой). Для этого было много прочитано и изучено психолого-педагогической литературы (обращаюсь к ней постоянно) и применение полученных знаний для эффективной организации учебно-познавательного процесса.
2. Технология опыта
2.1. Постановка целей и задач представляемого опыта.
Цель данного педагогического опыта заключается в том, чтобы для обучающихся создать благоприятные условия учебно-познавательной деятельности для оптимального социально-психологического развития личности младшего школьника.
Отсюда определяются основные задачи педагогической деятельности:
- использование таких форм, методов и приёмов обучения, чтобы каждый ребёнок хотел и мог хорошо учиться, свободно развиваясь и совершенствуясь; обладал гибкими способами установления взаимоотношений с окружающими;
- изучение учителем каждой детской личности (используя диагностику и самодиагностику), учёт «сильных» и «слабых» сторон социально-психологического развития каждого ребёнка в процессе учебно-познавательной деятельности.

2.2.Краткая характеристика социально-психологического развития личности младшего школьника.
Общее развитие любого человека происходит на стыке трёх направлений: социальном, психологическом, педагогическом. Только в совокупности они дают возможность успешной организации учебной деятельности учащихся, дальнейшее её развитие и эффективный результат. Проблема социально – психологического развития личности младшего школьника всегда рассматривается на фоне его учебно –познавательной деятельности. В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы детского внимания, памяти, воображения, мышления и установил успешность их развития от условий социальной среды, в которой воспитывается и обучается ребёнок. (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 2., с. 313-559) Значительный вклад в изучение данного вопроса внесли отечественные психологи и педагоги Л.С.Выготский (Избранные психологические исследования), С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин (Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте), А.В. Петровский (Проблема развития личности с позиции социальной психологии). Социально – психологическое развитие личности младшего школьника главным образом включает в себя формирование таких качеств, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими людьми – детьми, учителями. Ребёнку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с окружающими, умениями уступать и защищаться, регулировать свое поведение, интересы, желания согласно общественной ситуации школьного обучения. Большую часть своего детства человек проводит в школе, где проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Для младшего школьника – это адаптация к школьному обучению (сюда включается «кризис 7-и лет») и переход в среднее звено. Л.С Выготский придавал огромное значение этим периодам детского развития, рассматривал динамику переходов от одного периода к другому, характеризуя изменения детской психики и новообразования в развитии личности. Психические особенности личности, её духовный облик и нравственные качества формируются под определённым воздействием социальной среды; под её же воздействием претерпевают определённые изменения и биологические особенности индивидуума.
Итак, в основе опыта лежат исследования по возрастной психологии развития Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, концепции по проблемам социальной психологии и педагогики А.В. Петровского, И. А.Зимней.

К социальным факторам, которые в основном определяют развитие личности относятся:

природно - климатическая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок;
род занятий родителей;
тип семьи, ближайшее окружение ребёнка;
условия жизнедеятельности и средства коммуникации;
социальный опыт и социальные роли ребёнка в семье.
индивидуальная ситуация развития, возникающая потому, что ребёнок не только объект, но и субъект обучения и воспитания.
Школа для ребёнка – это микромодель общества, где ребёнок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определённой степени успех, удовлетворение своей жизнью, счастье будет определяться у него в будущем тем, как он прошёл процесс социализации в начале школьной жизни, какие знания сумел приобрести. Учителю начальных классов неслучайно отводится главная роль в социальном развитии младшего школьника. 6 – 10 летние дети очень ранимы, зачастую эмоционально неуправляемы, они только начинают приобретать социальный опыт – отсюда их неадекватная реакция на многие социальные ситуации. Важно отметить, что социально- психологическое развитие младшего школьника проходит на основе его деятельностной сущности и предопределяет его социальную активность, которая характеризуется способностью ребёнка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности с целью решения общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя. В качестве предпосылки социальной активности выступает потребность школьника в общении, которая к 7 годам достигает пика. Общение – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. Неумение ребёнка правильно общаться с незнакомыми людьми (при поступлении в школу дети часто сталкиваются с такой проблемой) приводит к психологическому напряжению. Отсутствие настоящего эмоционального общения делает ребёнка неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, порой даже озлобленности. Лишь при доверительном общении с участниками учебно – познавательного процесса, а это сверстники и учитель, ребёнок с первых дней обучения сможет почувствовать себя раскрепощено, сможет проявить своё социальное «Я».Социальная «зажатость» ребёнка во многом «тормозит» его успехи в учебно – познавательной деятельности.
Знание психологических особенностей младших школьников позволяют проанализировать закономерности психического развития, без которых невозможна организация учебно – познавательной деятельности учащихся. Психическое развитие – чрезвычайно сложный процесс количественных и качественных изменений всей личности ребёнка. Каждый возраст характеризуется следующими показателями (по Д.Б.Эльконину):
1) определённая социальная ситуация развития или та конкретная форма отношений, в которые вступает ребёнок в данный период;
2) ведущий тип деятельности (в нашем случае – учебно-познавательная);
3) основные психические новообразования ( от отдельных психических процессов до свойств личности)
Все эти показатели находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния.
Начало обучения ребёнка в школе характеризуется наличием необходимого и достаточного уровня психического развития для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Учебно-познавательная деятельность будет осуществляться успешно, если ребёнок к ней подготовлен. Учителю, набирающему дошкольников в первый класс, необходимо владеть информацией об уровне развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. А для этого обязательны сведения о том, как формируются познавательные процессы у младших школьников, на что особенно обратить внимание. Согласно Л.С.Выготскому, именно младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных психических процессов, «…мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка…», а по выражению Д.Б. Эльконина «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим». Рассмотрим важные особенности некоторых познавательных психических процессов, чтобы в дальнейшем их учитывать в организации учебно-познавательной деятельности с целью развития социально-психологических качеств личности.
ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции учебная деятельность невозможна. У первоклассников, например, внимание ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво (могут заниматься одним видом деятельности 10-15 минут). С течением учебной деятельности ко многим приходит способность концентрировать внимание на неинтересных действиях, хотя ещё преобладает непроизвольное внимание. Во время обучения в начальной школе внимание учащихся существенно изменяется, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,3 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются новые навыки переключения и распределения. К 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Особенности внимания и успешность развития его свойств в значительной мере определяется индивидуально – типологическими свойствами нервной системы. Совместно со школьным психологом желательно определить детей с сильной - подвижной нервной системой (они легко удерживают, переключают и распределяют внимание) и лиц с инертной – слабой нервной системой (характерно неустойчивое, плохо распределяемое внимание). При правильной организации индивидуальной работы с такими детьми свойства внимания достигают средней эффективности.
Вот почему в классе одни ученики долго и старательно решают одну задачу, но перейти к другому виду задания им трудно, другие легко переключаются в процессе учебной работы, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. Эти свойства учитель может корректировать и развивать недостающие (некоторые моменты будут описаны при раскрытии технологии опыта).
ВОСПРИЯТИЕ в начале младшего школьного возраста недостаточно осмысленно и дифференцированно. Часто в первом классе мы наблюдаем, что иногда ребёнок путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 6 и 9, Э и С, Н и П). Хотя он может целенаправленно рассмотреть предметы и рисунки, найти яркие отличия, но выделить главное, существенное ему пока трудно. Для того, чтобы восприятие становилось целенаправленным и управляемым, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению, т.е. ребёнок должен научиться анализировать объект, сравнивать свойства предметов, выделять существенное, приводить примеры.
К концу младшего школьного возраста, при соответствующем развивающем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающееся мышление даёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого; например, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображённых на ней явлений и событий (возникает стадия интерпретации).
ПАМЯТЬ в течении начального обучения постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
У первоклассников хорошо развито непроизвольное запоминание учебного материала, вызывающего у них интерес. Поэтому при вовлечении детей в учебно-познавательную деятельность, учитель использует яркие игровые моменты, эмоционально насыщенные ролевые образы; наглядные пособия (схемы, таблицы) должны вызывать у детей яркие воспоминания, что позволяет надолго запомнить изучаемый материал. С каждым годом учебная деятельность в большей мере опирается на произвольную память. К окончанию начальной школы объём памяти увеличивается в 2 – 3 раза, возрастает прочность запоминания. Происходит совершенствование смысловой, или словесно – логической памяти, которая даёт возможность освоить достаточно широкий круг рациональных приёмов запоминания. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний ребёнка. Такой учебный материал легко извлекается из системы связей и легко воспроизводится. К концу обучения в начальных классах нарастает полнота, системность и точность воспроизведённого материала.
МЫШЛЕНИЕ в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от мышления зависит развитие остальных психических познавательных функций. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, которое в учебно-познавательной деятельности детей получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения образность мышления ещё сохраняется и имеет место в учебной деятельности, то в следующих классах оно всё меньше оказывается необходимой. Начинает складываться критичность мышления – качество, позволяющее осуществлять оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Совершенствующиеся гибкость (умение изменить намеченный путь выполнения задания в соответствии с изменяющимися обстоятельствами) и широта мышления позволяют учебно-познавательную деятельность сделать продуктивной.
ВООБРАЖЕНИЕ в младшем школьном возрасте связывают с творческой деятельностью и развитием фантазии. У психологов существует точка зрения, что воображение не следует рассматривать как самостоятельный психический процесс, поскольку признаки этого процесса являются необходимыми сторонами любого процесса отражения действительности и функциями всех психических процессов. У школьников наблюдается пассивное и активное воображение. Цель учителя начальных классов способствовать развитию эмоционального, творческого, научно-художественно-практического воображения, которое было бы направлено на формирование умений выражать свои идеи, образы, умения в рисунках, схемах. (Соответствующие задания и их анализ будут рассмотрены ниже).
Изучая психологические особенности своих учеников, развивая при этом познавательные психические процессы, можно проследить какие свойства этих процессов формируются у школьников к началу их обучения в среднем звене.
Обладая (в большей или меньшей степени) выделенными свойствами познавательных процессов, школьник приучается сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, поведением в целом. А это значит, совершенствуются волевые качества, повышается работоспособность. Волевое поведение ребёнка выражается в том, что он оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. При этом младший школьник сам умеет ставить цель, намечать план действий, принимать решение Таким образом, учебно- познавательная деятельность – основное поле для социально-психологического развития личности младшего школьника.
Мастерство педагога заключается в том, что он общественно – значимое преобразовал в личностно значимое. Личная значимость должна распространяться прежде всего на учебно-познавательную деятельность.
Говоря о деятельности как о форме целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми, С.Л.Рубинштейн особое предпочтение отдавал потребностям личности: «Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность…Она должна как бы найти себя в предмете деятельности». Надо учитывать, что желание ребёнка не возникает из ничего.
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебно-познавательной деятельности. Кроме того, что интенсивно развиваются описанные выше психические познавательные процессы, здесь складываются предпосылки учебного сотрудничества, самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Младший школьник характеризуется доминированием практической активности, начинается осознание себя как субъекта учебной деятельности - он сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях личностно-ориентированного (развивающего) обучения это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счёт системности и обобщённости освоения знаний. Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через неё осуществляются основные отношения ребёнка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребёнка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.
В учебно-познавательной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям, социальные нормы поведения, и, что самое главное, эти отношения и реализуются в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.
Развиваясь как личность, ребёнок формируется не только как субъект учебно- познавательной деятельности, но и что очень важно, как активный участник межличностного взаимодействия. Исходным положением в этой ситуации является утверждение, что «сознательное управление психическим развитием ребёнка совершается прежде всего путём управления ведущей деятельностью», в нашем случае учебной. Здесь возникает вопрос, изменяется ли, развивается ли сама деятельность ребёнка и он как её субъект. Как показывает педагогический опыт, основанный на исследованиях Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, деятельность ребёнка качественно изменяется в ходе его социально – психологического развития. Это позволяет говорить о результативности учебной деятельности. В процессе развития у младшего школьника формируется умение произвольно устанавливать отношения между мотивом и целью. Ребёнок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать способы деятельности. В ролевых и психологических играх, следуя правилам действия, дети принимают и проигрывают определённую социальную роль. При этом вырабатываются навыки самоконтроля и саморегуляции. Другими словами, в процессе развития ребёнка как субъекта учебно-познавательной деятельности формируется целенаправленность (целеполагание), произвольность психических процессов, чёткое разграничение способов, приёмов действия для решения разных задач в разных жизненных ситуациях, что является главной целью современного образования.
Если ребёнок научается овладевать всеми компонентами учебно – познавательной деятельности, развитие ребёнка будет полноценным.
Р Е З У Л Ь Т А Т
2.3. Условия организации учебно-познавательной деятельности младших школьников для оптимального социально-психологического развития личности
Так, в начальной школе основная задача учителя – развивать учебно-познавательную деятельность каждого ребёнка. А для этого надо заинтересовать ребёнка, создать ряд условий для оптимального социально-психологического развития растущей личности. Американский учёный-психолог Блюм пишет, что именно в 7 – 9 лет в человеке складываются и проявляются до 75% его социально-психологических качеств личности, т.е. в период начального обучения складывается ядро личности. Невнимание учителя к развитию этих качеств порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на следующих ступенях образования, что приводит к конфликтам в школе и дома.
Правильно организованная учебно-познавательная деятельность обязательно должна быть взаимосвязана с социально-психологическим развитием личности.
Считаю, что главными и необходимыми условиями для оптимального социально-психологического развития младшего школьника в учебно- познавательной деятельности являются следующие:

Социально-психологическая подготовка детей к учебно-познавательной деятельности.
Технологии обучения, направленные на социально- психологическое развитие младших школьников.
Подбор заданий и упражнений, развивающих познавательные психические процессы ребёнка и активную социальную позицию ученика.
Психологическое видение учителем ситуации урока.

2.4. Социально-психологическая подготовка детей к учебно-познавательной деятельности.
Социально-психологическая подготовка детей к учебно- познавательной деятельности осуществляется через определение их потребностей и мотивов. Учитель проводит (сам или совместно с психологом) диагностику социально- психологической сферы развития ребёнка, изучает особенности детей, и учитывая их, организует совместную деятельность по данному направлению.
«Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придаёт данному действию смысл для индивида. Деятельности без мотива не бывает» (С.Л.Рубинштейн).
В процессе учебно-познавательной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, включающая следующие группы мотивов:
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
- интерес к содержанию учения: стремление узнавать новое,
проникнуть в суть явлений;
- интерес к процессу учения: потребность думать, рассуждать,
проявлять интеллектуальную активность.
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, находящиеся вне учебной деятельности:
- социальные мотивы: долг и ответственность перед классом, учителем;
- самоопределение и самосовершенствование;
- узколичные мотивы: стремление получить одобрение со стороны
учителя, родителей, одноклассников; стремление быть лучшим;
- отрицательные мотивы: избегание неприятностей, которые могут
возникнуть со стороны учителя и родителей, если школьник
не будет хорошо учиться.
Для формирования учебно-познавательной мотивации необходима целенаправленная, специально организованная работа, основанная на познавательной потребности и потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, что имеет прямое отношение к социально-психологическому развитию личности младшего школьника.
Из мотива вытекает цель (целеполагание) как осознание мотива деятельности. Значит, одна из задач учителя – создание таких условий, чтобы цель ученика соответствовала содержанию деятельности.
Практика подтверждает, что нельзя достигнуть желаемых результатов, не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех дела. Именно поэтому, для эффективной организации учебной деятельности учителю необходимо чётко определить «психологический портрет» (по Д.Б.Эльконину) обучающегося. За изменениями в развитии ребёнка педагогическая система может «не поспевать» (Л.С.Выготский), в результате чего у школьника возникает неудовлетворённость учебно-познавательной деятельностью. Следовательно, учителю надо уметь проводить систематическую диагностику социально-психологического развития обучающихся с целью создания оптимальных условий обучения для каждого.
Поступая в школу, ребёнку приходится вступать в многочисленные и разнообразные отношения с другими детьми и взрослыми. Вступая в эти отношения, он, вольно или невольно, обменивается с окружающими информацией, происходит взаимообщение, что является одним из главных условий социально-психологического развития. Учебно-познавательная деятельность включает в свою структуру организацию делового общения, где ученик, решая очередную учебную задачу, проигрывает какую-либо определённую роль.

ШАГ 1. Работа с детьми по социально – психологическому развитию начинается ещё до поступления дошкольников в первый класс. Для ознакомления социальной среды, в которой живёт и воспитывается ребёнок, организую в подготовительной группе детского сада беседы с родителями и воспитателями, учебные ролевые игры с детьми, позволяющие определить их умственные способности, творческие интересы, уровень развития мышления, памяти, внимания.
Определение воли и работоспособности ребёнка – очень важный показатель для учителя. Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности провожу следующим образом: (детям очень нравится использовать разные цвета, а для меня это знак определения детского эмоционального состояния)
Каждому ребёнку выдаётся бланк с изображением контуров 20 кружков, размером с копеечную монету. Детям говорят: «Закрасьте эти кружочки аккуратно, не выходя за контур». Как только ребёнок начинает отвлекаться или отказываться от работы, проведение теста заканчиваю. Фиксируется время выполнения. Считается нормой, если ребёнок заканчивает работу от 3 до 8 минут.
Пример: Игра «ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ»

Дети слушают утверждения, высказывают свои мнения, обосновывают ответы, опираясь на свои наблюдения, жизненный опыт.
ВОЗМОЖНЫЕ СИТУАЦИИ – УТВЕРЖДЕНИЯ:

1. Луна и солнце бывают одновременно.
2. На берёзе еловые иголки.
3. Арбузы растут на дереве.
4. У вороны 4 ноги.
5. Бабушка гладит чайником.
6. Весной на берёзе появляются серёжки.
7. У велосипеда могут быть квадратные колёса.
8. Предлагается рисунок, к нему вопрос: что здесь не так? (Голова, руки мальчика направлены вперёд, а ноги назад) и т. д.

Такие игры – задания позволяют мне сделать вывод о том, как дети умеют устанавливать связи между объектами и событиями, насколько они наблюдательны, знакомы с окружающим миром, умеют доказывать собственное суждение. Так непроизвольно происходит знакомство с будущими учениками.
При этом обязательно тесно сотрудничаю со школьным психологом, определяющим уровень готовности дошкольников к обучению и составляющим индивидуальную диагностическую карту психического развития ребёнка и протокол обследования. (Приложение № 1.)
К 2004-му году мной разработана программа совместной деятельности учителя начальных классов и психолога (социального педагога) по социально-психолого-педагогической подготовке дошкольников к школе. Эта программа мною апробирована на базе моих будущих учеников. От родителей получены прекрасные отзывы. Одно из направлений программы рассчитано на совместную деятельность учителя, детей, родителей. Программа содержит: пояснительную записку, цели и задачи, содержание
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
АДИ


Мужчина Имя : Анатолий
Отчество : Дмитриевич

Сообщения : 3296
Рейтинг : 4551
Репутация : 1002
На форуме с На форуме с : 2012-01-23
Откуда : Курганская область, г. Шадринск

Посмотреть профиль

Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Re: Социально-психологическое развитие младшего школьника в учебно-познавательной деятельности.   Чт 15 Мар 2012, 16:02

2
Елена Владимировна!
Очень достойный учебно-методический материал!
Пригодится...
С прошедшим! роза!


ГБПОУ "Шадринский политехнический колледж"
Машиностроительное отделение (ШАМТ)
Курганская область

 Всем - Спасибо
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Социально-психологическое развитие младшего школьника в учебно-познавательной деятельности.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму: Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  ::  -
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна

Яндекс цитирования