Проф-обр.рф Форум Профобразование Профконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
Интернет-издание
Последние темы
Автотехник и автомеханик
авторКлепа Вт 24 Май 2016, 20:40

Педагогическое образование мастера производственного обучения.
авторNinaOkon Вт 24 Май 2016, 19:07

ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
авторАмурчанка Вт 24 Май 2016, 04:33

ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ, СИНИЕ НОЧИ!
авторgentor Сб 21 Май 2016, 17:10

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторФиалка Чт 19 Май 2016, 14:16

Зарплата в профобразовании.
авторИрина Ростов Ср 18 Май 2016, 21:48

Семинары для специалистов сферы образования от ЦНТИ "Прогресс"
авторcnti Ср 18 Май 2016, 16:02

УО "Ивацевичский Государственный профессиональный лицей с/х производства"
авторsergsom Пн 16 Май 2016, 18:34

Правительство РФ подготовило распоряжение, меняющее способ расчета средней зарплаты в стране
авторPristuk Чт 12 Май 2016, 20:26

"Учителю стыдно брать деньги за образовательные услуги"
авторФиалка Пн 09 Май 2016, 14:00

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторФиалка Пн 09 Май 2016, 13:48

Подросток и взрослые
авторНатальяЗ Вт 03 Май 2016, 22:10

Питание при занятиях спортом.
авторГожавина Валя Вт 03 Май 2016, 21:55

Не стало Иовлева Анатолия Дмитриевича
авторВячеслав Омерович Вт 03 Май 2016, 20:01

Размышление о нравственности.
авторКотова Ольга Вт 03 Май 2016, 18:55

Вредные привычки и их профилактика у подростков.
авторНатальяЗ Вт 03 Май 2016, 18:31

Преддипломная практика
авторАлекс6801 Пн 02 Май 2016, 14:26

Итоги 23 конкурса Портфолио педагога
авторАлександр Пн 02 Май 2016, 08:36

Поздравляем с Днем рождения Молчанову Наталью Владимировну и Соломахину Ирину Александровну
авторIrastrawFlt Вс 01 Май 2016, 21:54

Оплата за руководство учебной практикой
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 20:48

"Интернет-издание Профобразование" стало информационным партнером WorldSkills Russia
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 20:15

Крутой характер одиночества
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 18:35

Переименование колледжа в институт. Какие последствия?
авторNinaOkon Вс 01 Май 2016, 17:24

С первомайскими праздниками!
авторcherepashka Вс 01 Май 2016, 14:57

С Пасхой Христовой!
авторcherepashka Вс 01 Май 2016, 14:50

Работа методических комиссий
авторMarten Пт 29 Апр 2016, 19:26

портфолио Вандык Р.Т.
авторramiliavandik Чт 28 Апр 2016, 21:52

Портфолио Дуболазова Е.П.
авторzmtips Чт 28 Апр 2016, 17:48

XXIII- конкурс Портфолио педагога профессионального образования
авторzmtips Чт 28 Апр 2016, 17:45

Восток - дело тонкое...
авторАмурчанка Чт 28 Апр 2016, 14:27

Портфолио Корешкова Виктора Анатольевича
авторОльга Андреева Пн 25 Апр 2016, 16:32

Стандарт по выполнению экзаменационной письменной работы.
авторВячеслав Омерович Вс 17 Апр 2016, 21:27

Определена продолжительность рабочего времени педагогических работников
авторЕлена@Александровна Вс 17 Апр 2016, 11:01

СВЕЧА ПАМЯТИ
авторОльга Андреева Пт 15 Апр 2016, 10:40

Реализация сквозных программ СПО и ВО в рамках профстандартов
авторНата_НА Чт 14 Апр 2016, 09:53

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок
J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Дидактическое пособие:"Проектная деятельность в преподавании истории" ГАОУ СПО ЭМК Сорокина Т.А.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
Автор Сообщение
Сорокина Татьяна Александ


Женщина Имя : Татьяна
Отчество : Александровна

Сообщения : 1
Рейтинг : 3
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2014-03-25
Откуда : Саратовская область, город Энгельс

Посмотреть профиль

Поделиться ссылкой

СообщениеТема: Дидактическое пособие:"Проектная деятельность в преподавании истории" ГАОУ СПО ЭМК Сорокина Т.А.    Пн 07 Апр 2014, 18:51

1
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ЭНГЕЛЬССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ








Дидактическое пособие по теме:
«Проектная деятельность в преподавании истории»










Разработано преподавателем
дисциплины: история
Сорокиной Татьяной Александровной

















Энгельс 2014 г.

Содержание

Титульный лист…………………………………………………………….. 1
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1 (теоретическая часть)………………………………………………. 6
1.1. К истории метода проектов…………………………………………… 6
1.2. Понятие метода проекта………………………………………….......... 10
1.3. Цели и особенности проектного обучения…………………………… 11
1.4. Этапы работы методом проекта………………………………………. 12
1.5. Классификация проектов………………………………………………. 14
Глава 2 (практическая часть)………………………………………………... 16
Метод проектов в преподавании истории ………………………………… 16
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………….. 30
Приложение………………………………………………………………….





























Введение.
Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по опреде-лению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является про-блема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.
Кроме этого современные условия развития общества требуют переориента-ции обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышле-ния и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится цен-тральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий ха-рактер.
Философы называют современный период общечеловеческого развития про-грессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины "гуманизация" и "гуманитаризация", подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере. В современных ус-ловиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учеб-ной деятельности.
Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением вни-мания к личности ребенка, с подходом к нему как к высшей ценности обще-ства, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячеле-тия общество предъявляет образовательным системам разного уровня.
Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформиро-вания своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный ре-зультат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс при-обретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи ре-шить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Чем этот метод лучше? Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только от-стающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сфор-мулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом кол-лективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является си-туация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими спо-собностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализи-ровать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, само-стоятельность, ответственность, формируются умения планировать и прини-мать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проек-тов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобре-тают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставлен-ной цели.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших ком-пьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, элек-тронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес пред-ставляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами. Примерами образовательных Интернет – проектов являются: "Страна Гардарика", "Научись защищать свои права", "Гражданин", "Новая Цивилизация" и др.
Следовательно, перед нами стоит задача обучать студентов таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в ус-ловиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при по-мощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является про-ектная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.


Глава 1
1.1. К истории метода проектов.
Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошен-ный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, пла-нируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные уси-лия.Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активиза-ции познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одно-временно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, ре-зультативность.Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламенти-рование интеллектуальной деятельности, заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возмож-ности обучающегося.
В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разно-образии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходи-мости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возмож-ность на собственном опыте активно познавать мир. Ряд независимо прове-денных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э. Мей-ман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О. Декроли), в США (Э.Торндайк) и др. привели к близким результатам.
Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американ-ских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.
В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика "Метод проектов. Применение целевой установки в педаго-гическом процессе" (1925 г.). Эта идея красной нитью проходит через дея-тельность французского педагога С. Френе, который стремился совместить индивидуальную работу и групповую, чтобы один вид деятельности не был главным по отношению к другим. Дж. Дьюи оказал наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны, предложив строить обуче-ние на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сооб-разуясь с его личным интересом именно в этом знании. Он считал, что педа-гог должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересова-ло ребёнка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствова-нию. Опыт и знания ребёнок должен приобретать путём "делания", в ходе ис-следования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, восхождения от частного к общему, т.е. путём использования индук-тивного метода познания. Данная педагогическая концепция получила назва-ние "инструментальной педагогики". Она оказала большое влияние на систе-му образования XX столетия. Однако практика показала недооценку в систе-ме Дж. Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода преподавания. Сам учёный со временем признал, что спонтанного интереса и систематизи-рующих способностей ребёнка явно недостаточно для овладения необходи-мыми знаниями, и потому нужно развивать у него силу воли и характер.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподава-ния.
Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постанов-лением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Причины забвения были и другие: теоретическая проблема не была исследована в дос-таточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, на-вязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась не-состоятельной.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в практике. Именно осмысление и при-менение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требо-ваний к образованию на современной ступени общественного развития по-зволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Но, несмотря на имеющийся опыт организации проектной деятельности на уроках истории, специальных комплексных исследований, остаются откры-тыми вопросы о системе оценивания учащихся в работе над проектом, осо-бенностях организации проектной деятельности по истории .
Большую роль для педагогов играет обучение по программе Intel "Обучение для будущего", которая знакомит с проектными технологиями обучения, дает возможность обучаемому овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке, т. е. от идеи до ее реализации в конечном продукте. Многие учителя начинают свой практический опыт по проектной деятельности именно после обучения по данной программе.
В последнее время для делового общения с коллегами – учителями создаются специальные Интернет – площадки, где можно найти единомышленников в решении конкретных проблем, соисполнителей проектов. Развивается Ин-тернет – общение педагогов. Например, на портале "Auditorium.ru" работает консультационная линия для педагогов, желающих получить консультацию по вопросам методологии и технологии работы над проектом.
Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, что на нынешнем витке своего движения педаго-гика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей со-звучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследова-ния образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных под-ходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традици-онная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не мо-жет удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности уча-щихся, необходимом для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.







1.2. Понятие метода проекта.

Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной обла-стью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, прак-тическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения ус-танавливать причинно-следственные связи.
Но учителя новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а воз-можности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без при-нуждения, весело и интересно. Число приверженцев растет. В условиях от-сутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя, те, которые ему стали известны от коллег. Положительный педагогический опыт при его рас-пространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмысле-нии, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Бурное развитие инновационной практики и встречное движе-ние педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:
- большое многообразие образовательных ситуаций успешного использова-ния учебного проекта;
- попытки классификации учебных проектов;

- создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их ти-пов;
- выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образователь-ный контекст;
- организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.
1.3. Цели и особенности проектного обучения.
Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследо-вателей под целями проектного обучения понимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становит-ся возможным:
• через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным пре-одолевать различные проблемные ситуации
• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личност-ного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у студентов осознание значимости коллективной работы для по-лучения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в про-цессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие ком-муникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуа-цию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной "Я-концепции" ("Я могу" – "Я хочу" – "Я нравлюсь" и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и ис-следования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и законо-мерностей, отношений и др.).
1.4. Этапы работы методом проекта.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. По-лат выделяет следующие:
1 Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходи-мости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постанов-ке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2 Планирование. а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представле-ния результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют задачи. Выраба-тывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показа-тели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предпо-ложения. Наблюдает за деятельностью учащихся.
3 Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор опти-мального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные зада-чи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4 Формулирование результатов или выводов. Анализ информации. Формули-рование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анали-зируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.
5 Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирова-ния, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: уст-ный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполне-ния проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Уча-ствуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельно-сти. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.
Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен от-ветить на ряд вопросов:

1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его созда-ния? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в даль-нейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той це-левой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих по-требителей?
2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью постав-ленным задачам?
3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) вопло-тить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащие-ся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуе-мого вида работы?
4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если испол-нителей несколько?
Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен про-думать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа.
1.5. Классификация проектов.
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблем-ная организация мышления и деятельности). Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По содержанию проекта. Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)
2. По методу, доминирующему в проекте. творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры), приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра), информационные, практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практиче-ское значение (подготовка номера журнала или видеофильма)).
3 По характеру координирования проекта. с явной координацией, со скрытой координацией
4. По включенности проектов в учебные планы. Текущие (на самообразова-ние и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержа-ния обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);
5 По характеру контактов. внутренние (региональные), международные
6. По продолжительности выполнения проекта. Мини-проекты, (несколько недель); Средней продолжительности (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года)
7. По количеству участников проекта. Коллективные, Индивидуальные, Групповые
Изучая литературу по данному вопросу, можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности тра-диционного подхода и проектного: так называемые "знаниевый", с одной стороны, и "способностный", с другой. "Знаниевый", строится на традицион-ных основах: классно-урочной системы обучения, преобладающем иллюст-ративно-объяснительном методе преподавания, фронтальной форме органи-зации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой этого подхода является формирование знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности – воспроизводящий. "Способностный" ориентируется на личность обучаемо-го. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащими-ся такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Но наиболее су-щественным становится появление потребности, интереса, мотива к лично-стному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Таким образом, проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. И ни в коей степени нельзя отбрасывать золотой фонд педагогических приемов, подходов, технологий, нарабатываемых деся-тилетиями. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам обу-чения, как средство ускорения личностного роста.
Глава 2. Метод проектов в преподавании истории.

Ряд журнальных статей на страницах "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе" дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории.
Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реали-зует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной дея-тельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Метод проектов применим к изучению любой дисциплины и особенно эффективен при применении меж-предметных связей. Пусть то, что учащиеся открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже создан-ного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и кон-струируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткры-вателей.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программ-ного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении про-ектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекоменда-ций:
• Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выра-жать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламен-тировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
• Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, по-этому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащи-мися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в груп-пах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотруд-ничества.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, выре-зать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьюте-ре в программах Microsoft Office.
На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспе-чивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаи-мопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд "Средневековый город и его обитатели". В данном случае информационные сообщения могут составить сборник или стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссии. Большую помощь в подборке материала может ока-зать газета "История", где учащиеся могут найти самые разнообразные мате-риалы для своих докладов, чтобы затем свести их на занятии воедино.
Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов ("История в портретах", "Загадки истории" и т.д.), где также возможен переход от индивидуального к групповому способу работы. Каждый проект соотносится с определенной темой и может разрабатываться в течение одного, нескольких уроков, семестра или учебного года. Осущест-вляя эту работу, студенты могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики, диа-граммы и т.д.
При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно гото-вится к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Если в школе проводятся достаточно круп-ные проекты по каждому предмету, то необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году разработать и пред-ставить на методический совет предложения по проектам по своим предме-там с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует за-метных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобо-ждает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предме-там.Конечно, инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками учебного курса и возможностями преподавателя, ко-торый изначально выступает в роли научного руководителя проекта.
Выбор темы проекта – не самое простое занятие для руководителя. Иногда учащийся замахивается на проблему, которая ему явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав студенту все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, поиск которых ве-дёт в архивы города или музея, куда доступ бывает ограничен. Бывает, что темы просто "лежат на поверхности", но чем она проще и ближе, тем слож-нее её увидеть.
Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в ка-честве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, за-нятиях кружка, элективных курсах. В прошлом учебном году очень удачно прошли три краеведческих проекта в рамках плана общеколледжной воспи-тательной работы. Каждый проект был длиной в один семестр , приняли в нём участие студенты 1 курсов. Это были такие проекты, как «Кавалерист-девица», «Велик и свят их подвиг незабвенный», « Ты в наших безднах образ божества», «Спасибо деду за победу!». Итогом проектов является конкурс театрализованного представления среди студентов первых курсов, где каж-дая группа представляет свою картинку из « Истории государства Российско-го.
Предпрофильное и профильное обучение также ставит перед педагогами за-дачу перехода к проектной деятельности, так как предполагает создание гиб-кой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения. Предлагаемые меры по профилизации образо-вательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности учителей и учеников, освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение – про-ектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диаг-ностика, тренинги, организационно-деятельностные игры, социальные прак-тики.
Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методи-ки требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать не-обходимый материал и разработать эффективную систему заданий и упраж-нений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потре-бует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателем, но и воспитательные. Студенты могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способству-ет формированию активной гражданской позиции учащихся и максимально-му развитию индивидуальных способностей и талантов каждого. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.
Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством иг-ры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного ин-тереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, дру-гой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Ф. И. Фракина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реали-зовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхо-да в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышле-ние. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назна-чения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие спе-циализируется на вербально-символических функциях, а правое - на про-странственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышле-ния, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полу-шария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации ста-новятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Образная па-мять, способность сохранять длительное время впечатление от увиденного- это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: пом-нить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями». При исследова-нии творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; с доминированием интуиции - правопо-лушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.
Игра же эмоциональна по своей природе и потому способна даже са-мую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.В игре воз-можно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противо-стоит пассивному слушанию или чтению.
ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Изучение нового материала - наиболее важная часть процесса обуче-ния. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организа-ция изучения нового материала на уроке достигается:
- посредством устного изложения материала;
- посредством работы с печатным текстом;
- в процессе работы с наглядностью;
- в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её ча-стью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художест-венное (картинное) описание, образная характеристика и др.
В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучае-мому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения м
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Дидактическое пособие:"Проектная деятельность в преподавании истории" ГАОУ СПО ЭМК Сорокина Т.А.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму: Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::   ::  ::  -
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна

Яндекс цитирования